Извержение вулкана – завораживающий природный процесс, сопровождающийся выбросом на поверхность земли раскаленных обломков, пепла и лавы. Любознательным детям можно смоделировать явление и устроить дома импровизированное излияние магмы, используя средства, имеющиеся в арсенале любой хозяйки: соду и уксус. Так они под присмотром взрослых смогут сделать вулкан и познакомятся с проявлениями непредсказуемого «характера» матушки-природы.
Что понадобится для эксперимента
Детство бывает всего лишь раз, поэтому нужно уделять детям, как можно больше внимания. Совместные исследования сблизят, создадут новые темы для разговоров, подарят знания и навыки, пробудят интерес к наукам. Чтобы эффектное зрелище удалось, необходимо запастись следующими предметами и компонентами:
- Пищевая сода.
- Уксус.
- Вода.
- Стеклянная емкость (колба или бутылка).
- Поднос либо блюдо.
- Емкость для перемешивания ингредиентов.
- Ложка.
Уксус можно заменить лимонной кислотой. Это более удачный компонент для безопасного опыта, который не наделен столь ярко выраженным резким запахом.
Добавить в эксперимент яркости и зрительного эффекта помогут секретные добавки:
- красители (сухие пищевые, используемые при покраске пасхальных яиц, жидкие, применяемые в мыловарении либо гуашь яркого цвета);
- вода с газом. Поможет добиться более бурной реакции;
- средство для мытья посуды. Добавит пене густоты и устойчивости, замедлит реакцию, продлевая время «извержения»;
- блестки или пайетки. Они помещаются в жерло вулкана в последнее мгновение. Если сделать это раньше, то придется заново «запускать» реакцию посредством добавки еще одной порции соды и уксуса (лимонной кислоты).
Опыт №1. Классический рецепт
Для воплощения в жизнь самого простого варианта потребуется бурная фантазия, творческий подход и неуемное желание порадовать малыша. А также более материальные вещи:
- 250 мл воды;
- 1 ст. ложка уксуса и такое же количество соды.
Действовать нужно поэтапно:
- Поместить сосуд на блюдо. Стеклянная прозрачная бутылка с высоким небольшим горлышком даст возможность наслаждаться процессом воочию, поэтому можно задействовать ее.
- Добавить в воду уксус и хорошо размешать.
- Туда же насыпать частями соду для продления взаимодействия.
В качестве сосуда можно применить воронку для жидкостей или отрезанную часть пластиковой бутылки (высотой 10 см) с импровизированным дном из нескольких слоев пищевой пленки.
Для увеличения срока исторжения «магмы» нужно в воду с содой добавить 1 ст. ложку моющего средства.
Опыт №2. «Настоящий» вулкан
Восторгу детворы не будет предела, если совместными усилиями соорудить макет вулкана и постараться придать ему внешний вид оригинала. В этом деле пригодится опыт и предприимчивость родителей. Что делать:
- Облепить емкость пластилином, придавая сходство с горловиной вулкана.
- Поместить посуду на поднос и заполнить содой, практически наполовину.
- Налить несколько столовых ложек уксуса.
- В последнюю очередь в жерло насыпать пайетки или блестки. Если они окажутся на самом дне – размешать их деревянной палочкой. Вытекающая пена повлечет за собой пайетки, имитируя настоящее извержение, которое в природных условиях происходит с извлечением обломков камней и магмы из недр земли.
Основу «вулкана» можно слепить самостоятельно с нового пластилина или бывшего в употреблении либо из соленого теста.
Опыт №3. Разноцветные вулканы
Малыши любят яркие и эффектные зрелища. Вместо одного можно соорудить несколько маленьких вулканов, добавляя разноцветные красители. Потраченное время окупится незабываемыми впечатлениями. Что понадобится:
- 5-7 небольших стаканчиков (или баночек из-под детского питания);
- гуашь различной цветовой гаммы;
- сода;
- вода;
- лимонная кислота (или уксус).
Как сделать:
- Сформировать из пищевой соды и краски 5-7 одинаковых шариков.
- Расставить емкости, наполненные водой на поднос с бортиками, соблюдая небольшое расстояние, так как извержение будет бурным.
- Насыпать в них лимонную кислоту или налить уксус.
- Бросить шарики в сосуды и смотреть на яркое исторжение.
После окончания опыта малыши смогут наблюдать оригинальное смешение оттенков красителей на подносе. Дети обожают мероприятия, проводимые вместе с родителями. Участвуя в общих действиях, они чувствуют свою важность и значимость.

Опыт №4. Кипящее озеро
Необходимо включить воображение, представив, что миска с водой – огромный водоем и рассказать об этом малышу. Дети – фантазеры, их легко вовлечь в игру. Для эксперимента понадобится:
- Посуда.
- Сода.
- Уксус или лимонная кислота.
Как сделать «кипящее» озерцо:
- Добавить в воду немного соды и лимонной кислоты и водоем забурлит.
- Дать возможность ребенку сделать самому – ему понравится.
- Бросать компоненты поочередно, меняя их последовательность, чтобы вызвать дальнейшее «кипение» жидкости.
Кипящее озеро существует в действительности. Находится на территории Кунашир (Курильские острова) и подогревается вулканическими газами, отсюда и название водоема. Самое интересное то, что оно соединяется искусственным каналом с озером, называемым Горячее.
Объясняем ребенку «волшебство» простыми словами
В период проведения занимательных опытов маленькие «почемучки» забросают вопросами «что» да «как» происходит. Надо заранее продумать ответы и доступно объяснить будущим вундеркиндам происходящую на их глазах магию, заметив, что более подробную информацию они получат на уроках химии. А пока достаточно таких фактов:
- соединение соды и уксуса способствует выделению воды, соли и пузырьков углекислого газа, издающего шипящий звук;
- эти пузырьки и «вытесняют» содержимое сосуда наверх, создавая видимость извержения.
Дети в возрасте до 10 лет должны экспериментировать только под присмотром взрослых, выступая в роли зрителя. Дети постарше могут принимать более активное участие в исследованиях.
Меры безопасности
Чтобы совместное мероприятие запомнилось лишь радостью, весельем и приобретением полезных навыков, а не закончилось досадными инцидентами и травмами, необходимо соблюдать меры предосторожности во время работы с веществами.
- Проводить опыт надо только под присмотром взрослых.
- Застелить рабочую поверхность пленкой или бумагой, чтобы избежать лишней уборки и сохранить внешний вид мебели.
- Иметь под рукой салфетки и полотенца, чтобы вытереть случайно пролившуюся жидкость.
- Не допускать попадания кислоты на кожу. Если же подобное произошло – немедленно смыть водой.
- Не наклоняться над реагентами, чтобы брызги не попали в глаза. Это может привести к ожогам слизистой оболочки.
- Грязную посуду и неиспользованное сырье после завершения исследования нельзя оставлять в доступном для детей месте.
- Использовать защитные приспособления: очки и перчатки.
Скоростной ритм жизни не дает родителям шанса уделять детям достаточного внимания. Ребенок, не получающий ответов на вопросы от мам и пап, самостоятельно ищет их в компьютерном мире, погружаясь в поток ненужной и порой искаженной информации. На самом деле, чтобы удовлетворить любопытство малыша и наладить с ним связь, нужно совсем мало времени, которое воздастся сторицей, подарив бесценное общение с близкими людьми.
фото 1: depositphotos.com/geo-grafika