Как научить ребенка одеваться самому и с какого возраста это делать

Самостоятельность – важное качество, прививаемое детям родителями. Именно от него зависит дальнейшее гармоничное развитие ребенка. Этот навык не возникает сам по себе, а формируется постепенно, начиная с раннего возраста, благодаря взрослым. Один из ключевых показателей – умение ребенка одеваться самостоятельно.

Ребенок учится одеваться

С какого возраста начинать учить

Родители всячески ограждают деток от трудностей, иногда своими действиями, усложняя адаптацию в быту. Чем раньше приступить к процессу обучения (2-3 года), тем лучше. Федеральные государственные образовательные стандарты четко определяют возраст, подходящий для приобретения навыков самостоятельного одевания. Исходя из этой программы, малыш должен обладать следующими умениями:

  • 2 года – прибегая к помощи родителей раздеваться и одеваться, придерживаясь определенной последовательности: головной убор, колготы, шорты, юбку или штаны (вещи на резинке) и ботинки либо сандалики, расстегнутые мамой или папой;
  • 3 года – с поддержкой родителей надевать, снимать предметы гардероба, включая манипуляции с молниями, липучками и пуговицами, складывая одежду в приготовленном заранее месте и поддерживая опрятный внешний вид;
  • 4 года – самостоятельно одеваться и раздеваться, соблюдая установленный порядок. Устранять замеченные погрешности в одежде, обратившись при необходимости к старшим, если возникнут проблемы со шнурованием;
  • 5 лет – проявлять самостоятельность даже в манипуляциях со шнуровкой, не говоря о раздевании и одевании. Ухаживать за предметами гардероба, прибегая к помощи родителей. Контролировать порядок на выделенных полочках в шкафу. Взрослые могут помочь лишь советом;
  • 6 лет – обходиться без контроля мам и пап, быстро одеваясь и раздеваясь. Порядок в шкафу – зона ответственности детворы.

Эта информация поможет определить степень формирования навыков самообслуживания. Нужно помнить, что все дети индивидуальны и подход к каждому из них должен быть особенным. Главное, проявить терпение и не подгонять.

Умение придет со временем, если с пониманием относиться к малышу, не порицая за медлительность или нерасторопность. Задача родителей – вырастить самостоятельного и ответственного человека.

Памятка для родителей

С 2-3-х летнего возраста детки начинают проявлять самостоятельность, приговаривая: «Я сам» или «Я сама». Нужно реагировать правильно, не подавляя инициативу, а поощряя ребенка, не забывая хвалить за первые успехи. Поэтапное приобретение навыков облегчит задачу. Что нужно делать:

  • первоначально — учиться раздеваться. Это сделать намного легче, чем одеться, но оба процесса неразрывно связаны, поэтому нельзя скупиться на похвалу своих чад за снятую шапочку, обувь, а тем более штанишки или кофточку. Им обязательно захочется повторить действия в обратном порядке;
  • не критиковать и не ругать, а проявить терпение, объяснив, где зад-перед одежды. Скорректированный режим дня и приготовленные вещей с вечера помогут сэкономить утреннее время, отведенное на сборы;
  • принцип единства требований. Если малыш может сам продеть руку в рукав кофточки или ногу в штанину, при нехватке времени не нужно выполнять эту работу за него, чтобы ускорить одевание, а в другой день требовать самостоятельности. Иначе он запутается и не поймет, чего от него хотят;
  • вовлечение в процесс. Помогая, нужно проговаривать вслух последовательность действий, дав малышу подержать какую-то вещь или повторить простейшее действие.

Если кроха отказывается от самостоятельного одевания, то начатый процесс мамой или папой и предложение закончить самому увенчается успехом.

  • начинать необходимо с простых детских вещей – минимум застежек и шнуровок. Удобство и простота – легкий путь, чтобы научить ребенка одеваться самому;
  • использование развивающих игр полезно для осваивания манипуляций с пуговицами и шнурками. Наличие дидактических кукол с различными вариантами посезонных предметов гардероба поможет детям запомнить последовательность в одевании;
  • быть немного «сказочником» и выдумщиком. Шутками, прибаутками и предложенным выбором одежды сказочных персонажей можно упростить и сделать забавными утренние сборы в садик. Например, обычный свитер назвать курткой Незнайки, а панамку – головным убором Красной шапочки;
  • планировать наперед, предложив чаду выбрать наряд на завтра накануне вечера. Ребенок будет счастлив, что сам принял решение, а утренних капризов удастся избежать.

Будущее детей и то, какими они вырастут зависит от мам и пап. Обычная для взрослых процедура для ребенка – трудное новшество, которое войдет в привычку после неоднократного монотонного повторения.

С какой одеждой и обувью малышу легче справиться

При походе в детский отдел магазина от разнообразия товаров разбегаются глаза. Все эти бантики, розовые «облака» платьев для девочек и смешные деловые костюмы для мальчиков манят и вызывают желание купить. Окончательный выбор одежды обосновывается комфортом, безопасностью и легкостью облачения:

  • Широкие шейки (горловины).
  • Брючки на резинке без застежек и молний станут незаменимыми во время приучения ребенка к горшку.
  • Обновки должны быть максимально простые. Сказать твердое «нет»: ремням, обилию пуговиц, платьицам и комбинезонам, застегивающимся на спине.
  • Одежда должна быть с аппликациями, чтобы легче отличать зад-перед. Если картинки отсутствуют, можно разместить незатейливые узоры самому, проявив фантазию и креативность.
  • Проигнорировать обувь с хитроумной шнуровкой в пользу липучек.

У ребенка стоит спрашивать мнения во время приобретения новых вещей. Также маленьким непоседам нравится, если с ними советуются о выборе одежды перед прогулкой. Подготовив несколько компромиссных вариантов, можно не бояться, что они оденутся не по погоде.

Учим снимать – надевать штаны и колготы

Штаны или колготы – первая одежда, которую карапуз старается натянуть на себя. Сначала нужно научиться их снимать. Поэтапно: потянуть штанишки вниз, достав одну ножку наружу и переступить, а затем другую.

Для быстрого приобретения навыка задачу упростить и разбить на несколько шагов:

  • надевать – в положении сидя;
  • взять штанишки за верхнюю часть (резинку);
  • просунуть ножку в одну брючину, подтягивая ее и повторить действие с другой;
  • ноги должны оказаться в разных штанинах, а обе ступни «выглядывать» из брюк;
  • пора вставать и подтягивать изделие полностью вверх;
  • с колготами сложнее, они норовят перекрутиться. Их надевают в сидячем положении, собирая всю брючину в трубочку и вставляя носочек. Дальше натягиваются колготки по всей ноге до середины бедра, и повторяется действие со второй ногой.

Если малыша не вдохновляет идея обучения – процесс обыгрывается. Пусть представит, что ноги – два локомотива, которые должны «проехать» туннели-штанины.

Справляемся с платьями, футболками и свитерами

Все вещи должны быть свободными с минимальным количеством кнопок, молний и всевозможных застежек. Если голова будет плохо проходить в узкую горловину, то ребенок начнет нервничать и у него отпадет желание самостоятельно одеваться.

Перед покупкой кофты или платья нужно представить, сможет ли ребенок один справиться с ними:

  1. Терпеливо объяснить малютке, что в ворот нужно просовывать макушку, а не лицо. Иначе можно застрять.
  2. Потребуется повторять одно и то же много раз, набравшись выдержки.
  3. Показать несколько раз, как именно держать изделие в руках.
  4. Можно схитрить и произнести: «Конечно, только взрослым по силам справиться с этим свитером». Ребенка это стимулирует, он захочет показать свое умение.

Если ребенка не устраивает одежда – он может отказываться одеваться. На изнаночной стороне не должно быть грубых швов, которые могут натереть и этикеток. Вещь не должна сковывать движения.

Как научить обуваться

Дети любят шлепать босиком, поэтому снимать обувь они учатся в первую очередь. Отпрыски любят мерить домашние тапочки взрослых, чтобы важно пройтись в них. В это время нужно проследить, чтобы ребенок не потерял равновесие. Обучение можно начать с двух лет, а то и раньше:

  • выбрать тапочки без сложной фурнитуры (молнии, застежки);
  • сесть на коврик;
  • обучать в игровой форме;
  • поставить сандалики неправильно: правый-слева, а левый-справа, придумав, что они «поссорились» и глядят в разные стороны, а, чтобы «подружились» и смотрели друг на друга — переставить их правильно;
  • в будущем вопрос: «Дружат ли сандалики?» станет поводом малышу обратить на них внимание, переобуваясь;
  • попросить просунуть ступню в туфельку, потянуть за пятку и зафиксировать липучкой.

Желательно первое время помогать ребенку, придерживая заднюю часть обуви рукой. Звук, издаваемый липучкой, очень нравится малышам. Любопытство — повод для многократного застегивания и расстегивания.

Учимся застегивать пуговицы

Манипуляции с пуговицами на одежде – премудрость для малютки. Можно постигнуть эту науку, играючи. На один кусок материи пришить пуговицы разного размера, а во втором проделать петли. Дети смогут развлекаться, совмещая игру с полезным занятием.

Поддержит интерес ребятни в приобретении навыка развивающий коврик с кармашками, застегивающимися на разнообразные пуговички с удобными петлями.

Маленькие хитрости

Когда есть желание научить детей, то в ход идут любые безобидные уловки. Подражание родителям, соревновательные моменты, закрепление навыков и плакат с последовательностью действий помогут ускорить процесс.

Личный пример

Дети повторяют все за взрослыми. Можно превратить одевание в увлекательное занятие. Разложить свои некоторые вещи рядом с одеждой малыша и поочередно в правильной последовательности одеваться в предвкушении прогулки, проговаривая вслух названия предметов одежды.

Кто вперед

Объявленное соревнование под лозунгом: «Кто первый – тому приз», способствует духу соперничества. Можно слегка поддаться ребенку, подарив ему желанную победу и заинтересовать в дальнейших личных достижениях.

Закрепление навыков

Примерно к году ребенок сам начинает стаскивать носочки. Приобретенный навык необходимо закрепить, как маленькую обязанность. Помогать после этого нельзя. Такой строгий родительский подход даст возможность ему проявлять самостоятельность в снятии одежды уже к двум годам.

Если к пяти годам у ребенка не сформированы навыки по раздеванию/одеванию, то скандалить нет смысла. Нужно давать простые инструкции после прихода домой с улицы, начиная со снятия шапочки.

Малыш сам снимает ее, а дальше раздевает мама или папа. Несколько дней закрепляется один навык, а затем осуществляется плавный переход к обуви и так далее с выстраиванием механизма раздевания.

Любые ссоры действуют на психику детей, поэтому нужно на какой-то период исключить нападки и не заставлять ребенка одеваться, делая это вместо него. Спустя две недели между делом предложить ему снять шапку. Если это сработает, то воспринимать как должное, не заостряя внимания. Действуя целенаправленно, можно добиться успеха.

Плакат с очередностью действий

Приобрести или сделать плакат с изображением детских вещей в той последовательности, в которой их необходимо надевать. Рисунки можно вырезать из журналов, взять из интернета, нарисовать и поместить на большой лист бумаги либо прикрепить к магнитной доске.

Самостоятельный процесс одевания – важная ступень в развитии детей и приобретении ответственности. Поэтому нужно приложить много стараний и научить этому деток в раннем возрасте, обернув очередную ступеньку к взрослению в интересную игру, полную приключений и маленьких индивидуальных свершений.

фото: depositphotos.com/interactimages

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock
detector