Что делать, когда ребенок не хочет играть самостоятельно?

 

С появлением ребенка жизнь приобретает новый смысл, меняются устоявшиеся привычки, центром семьи становится маленький человечек. Все свободное время родителей полностью поглощается потребностями крохи.

Ребенок играет самостоятельно

Кроха взрослеет, начинает садиться, ползать, а родители и родственники постоянно находятся рядом, не оставляют его одного, предугадывают желания, потребности. И, позже, когда возникает вопрос «как научить ребенка играть самостоятельно?», оказывается, что малыш уже привык быть центром внимания и оставаться один не хочет. У него закрепилась привычка, что рядом всегда есть человек, который подаст любимую игрушку, придумает игру, будет развлекать.

Маленькие исследователи – первая возможность быть самостоятельным

Почему детям интересно все вокруг? По своей природе дети любознательны. Они впервые попадают в наш мир, их окружает все новое, неизведанное, хочется многое потрогать, рассмотреть. Не стоит пресекать такие попытки, предоставьте малышу возможность самостоятельно доползти до интересующих его предметов.

Пусть ребенок пока и под полным присмотром, но лучше предварительно позаботиться о безопасности в комнате:

  1. исключить наличие острых углов;
  2. мебель не должна иметь выступающих частей, на которые можно забраться и упасть;
  3. закрыть тумбочки с опасными для малыша предметами;
  4. особое внимание уделить электричеству: розеткам, проводам. Они не должны находиться на видном месте;
  5. пол должен быть теплым с подогревом или обустроить в детской для малыша мягкий пол;
  6. обеспечить удобную систему хранения игрушек, чтобы ребенок мог легко все достать сам.

До года кроха может пытаться самостоятельно познавать мир, однако играться сам еще не приучится. Когда ему исполнится один годик, он начнет делать свои первые шаги, появятся и первые игры.

Начало игровой деятельности

Первое время кроха повторяет те движения, действия, которые он наблюдал у родителей. Поэтому первыми игрушками могут стать кухонная посуда, веник, совок, стиральная машина, то, что он часто видел и знает, что с этим делать.

Чтобы у малыша проявилось желание к самостоятельным занятиям, ему должны помочь родители. С их помощью у него разовьется воображение, он сможет «оживлять» игрушки. Показать, как это делается, первыми должны взрослые, например, что:

  • кубики могут стать башней, домом, гаражом;
  • кукла может «говорить», «кушать», «посещать гостей»;
  • машинка может ездить и преодолевать препятствия на своем пути.

Не препятствуйте малышу, когда он начинает вам помогать по хозяйству, пытается сам одеться или убрать игрушки. Конечно, вы это сделаете быстрее, но потерпите немного, тогда у ребенка появятся необходимые навыки, вера в себя, возможность быть самостоятельным.

Интерактивные игрушки – всему свое время

Такие игрушки «нового поколения» лишают воображения. Когда они уже «живые», выполняют просьбы, разговаривают, не интересно проявлять фантазию. Их лучше покупать старшим детям, у которых уже сформировано представление о предметах и они умеют занимать себя самостоятельно. Малышам же, в первые годы жизни, лучше использовать классические игрушки, например, пирамидки, кубики, куклы.

Если ребенку только исполнился один год, то такая активная игрушка может даже напугать.

Игры вместе с мамой

Если кроху сильно не опекали до года, то начало самостоятельности уже заложено. Однако он еще не умеет придумывать и воплощать игры в жизнь, этому надо научиться. Поэтому первые игры происходят вместе с мамой. Одна из первых «взрослых» игрушек – пирамидка. Складывая ее с родителями, малыш понимает принцип игры, при этом, если он начнет импровизировать и вместо одевания колец на палку складывать их просто так, стараясь что-то построить, не надо делать замечаний. Любое разумное самостоятельно придуманное и воплощенное занятие надо поощрять.

Ребенок увидит, что придуманные игры одобряются мамой, будет стараться изобретать что-то новое. Так, на первых годах жизни начинает формироваться самостоятельная игровая деятельность.

Как правило, первые попытки оставить играющего малыша одного делаются в манеже с помощью новых игрушек. Для этого подойдут и старые забытые. Поэтому надо периодически проводить ревизию, убирать те, с которыми кроха меньше всего играет, а спустя время снова их выкладывать, пряча уже другие, поднадоевшие. Увлекшись новой игрушкой, малыш может некоторое время играть один.

Для самостоятельного времяпрепровождения необходимо накопить игровой опыт. Для этого сначала родители должны показать, как можно играть теми или другими предметами.

При поддержке родителей, адекватной опеке, уже в возрасте 1-2 годиков малыш может занять себя самостоятельно.

Сюжетно-ролевые игры

С приобретением игрового опыта ребенок в 3-4 года начинает осваивать сюжетно-ролевые игры, которые отражают реальные «взрослые» занятия. Наблюдая за людьми, малыш копирует их поведение. Например, играет в больницу, магазин, ферму, представляет себя водителем автобуса, машины.

Сначала в такие игры он привлекает родителей, позже уже сам лечит зверушек, ходит в магазин, водит машину. Опираясь на свое воображение, он будет фантазировать ситуации и обыгрывать их.

Девочек заинтересуют занятия с копиями взрослых предметов бытовой техники: стиральной машиной, чайником, утюгом. А мальчикам будут интересны пожарная машина, кубики, конструкторы типа Лего, паровозики. Для деток с 3 лет можно уже придумывать игры в домике-палатке, который можно приобрести как готовый, так и сделать своими руками.

Кроме того, старайтесь расставить игрушки так, чтобы ребенку захотелось с ними поиграть. Куколка пусть будет уже в коляске, из кубиков уже построен дом, а вокруг столика с игрушечной посудкой уже давно расселись гости.

Что делать, если малыш не остается в комнате один

Когда мама все объяснила, показала, а ребенок все равно не хочет играть сам. Почему так происходит?

Бывает, что малыш занимается самостоятельно, если рядом присутствует кто-то из родителей. Однако стоит им отойти, как игры прекращаются. Это происходит потому, что кроха не привык находиться один в комнате, это вызывает у него страх. Чтобы это чувство побороть, надо добиваться того, чтоб ребенок себя комфортно чувствовал, находясь в комнате один. В этом может помочь игра в прятки с мамой или в «ку-ку». Она выработает у малыша чувство уверенности, что если он маму не видит, она все равно скоро появится.

Если вы играете с дочкой в чаепитие с куклами, попробуйте договориться, что пойдете в магазин и непременно обсудите, что купить. Когда играете с мальчиком в машинки или строительство, скажите, что пора бы сходить за кирпичами или с машинкой в мастерскую.

Как поддержать умение быть самостоятельным

Когда малыш уже приучен сам себя занимать, родители должны поддерживать и развивать это умение.

Когда мама занята на кухне, а кроха ходит за ней по пятам, надо давать ему небольшие задания, которые, в зависимости от возраста, он сможет выполнить сам. Ребенка в 2 года можно попросить принести из комнаты машину, куклу, паровозик или любой другой предмет. Возможно, пока он будет искать, заиграется и отвлечется от мамы.

Когда же ребенок сможет играть один? Тогда, когда:

  • у него накоплен игровой опыт;
  • развито воображение;
  • знает правила некоторых игр, способен самостоятельно придумывать новые;
  • не пугается остаться без взрослых в комнате;
  • у него есть любимые игрушки.

Чтобы воспитать самостоятельность у малыша, родители должны:

  • предоставлять свободу действий;
  • исключить чрезмерную опеку;
  • поддерживать и хвалить;
  • развивать ребенку воображение;
  • в первые годы жизни играть с ним вместе, тем самым создавая и накапливая у него игровой опыт.

При этом надо помнить про безопасность. Быть уверенными, что если малыш останется один в комнате, он не причинит себе вреда.

Таким образом, процесс воспитания самостоятельности – это совместная деятельность мамы и ребенка, направленная на развитие гармоничной, счастливой, уверенной в себе личности.

фото: depositphotos.com/Yaruta

 

Ссылка на основную публикацию