Как научить ребенка самостоятельно делать уроки

Школа – важный этап жизни ребенка. Учеба не должна превратиться в монотонную зубрежку и рутину только по той причине, что так надо. Задача родителей стать не диктатором, а партнером школьнику и научить его самостоятельно делать уроки.

Ребенок самостоятельно делает уроки

В какое время лучше выполнять задания

Правильно выбранный период времени для выполнения домашних заданий поможет продуктивно с ними справиться. Режим дня и предусмотренные часы занятий в точно установленное время – облегчат задачу и дадут возможность настроиться на интеллектуальную деятельность. Не лучшее время для выполнения уроков:

  • сразу после прихода с учебного заведения. Накапливается усталость в школе, поэтому нужно передохнуть часа два;
  • после принятия пищи. Организм занят ее переработкой и не настроен на умственный труд;
  • поздним вечером. В этот период необходимо отдыхать после трудового дня, а не решать задачки.

Часто родители теряются, не понимая, с легкого или трудного предмета начинать выполнение заданий. Выбор должен быть за учеником:

  • Если учащийся быстро втягивается в процесс, можно начать с более трудного урока. Выполнив его, получить заряд хорошего настроения и легко доделать остальное.
  • В случае медленного включения в науку – приступать лучше к простым и плавно переходить к сложным заданиям.

Обустраиваем рабочее место ребенка

Чтобы малыш не отвлекался на игрушки и посторонние предметы, стол нужно отделить ширмой или шкафом от игровой зоны. От правильной организации рабочего места зависит здоровье детей, желание заниматься и подход к учебе. Оно должно отвечать таким требованиям:

  • Идеальное расположение письменного стола возле окна, чтобы на него падал естественный свет.
  • Все нужные канцтовары должны быть на полке под рукой: карандаши, краски, тетради и др.
  • Выбирая стол и стул, необходимо обращать внимание на их высоту, наклон поверхности, глубину, удобство спинки, подставку под ноги (при необходимости).
  • Будет плюсом укомплектованность рабочего места доской с расписанием и важной информацией, которую нужно знать школьнику.
  • Важен выбор цветовой палитры для учебного места. Подойдут спокойные однотонные тона, разбавленные ярким орнаментом, чтобы дизайн не был скучным.

Если условия не позволяют приобрести личный стол для ученика, все равно необходимо организовать ему удобный уголок, чтобы там находились школьные аксессуары.

Читайте также: Как сделать рабочее место школьника уютным.

Важен температурный режим в детской, где дети делают уроки. В жаре и духоте продуктивность снижается в три раза и клонит ко сну. Хорошо и эффективно думается в комнате с температурой 20-22°С.

Следуем правилам

Дети должны понимать, что выполнение домашних заданий, такой же естественный процесс, как утреннее умывание или мытье рук. Когда действия войдут в привычку – их не станут откладывать на потом. Несколько правил облегчат задачу:

  • никаких телепередач и музыкальных пауз во время учебы;
  • встречи с друзьями только после выполненных целей;
  • каждые 40-50 минут необходимо прерываться на небольшой перерыв, чередуя мыслительную работу с физической активностью или отдыхом;
  • после выполнения заданий – на столе наводится порядок;
  • школьный ранец собирается ребенком;
  • нельзя отвлекать ученика от работы;  
  • если дети просят о помощи, нужно дать совет и направить на правильный путь в решении, а не выполнять за него задание полностью.

Четкое выполнение правил должно подкрепляться личным примером взрослых. Взяв книгу в руки, можно рассчитывать на такие же действия отпрысков, копирующих старших. Это увеличит шансы приучить ребенка самостоятельно делать уроки.

Чем можно помочь ребенку

Дети нуждаются в родительской помощи, но это не значит, что нужно делать уроки вместо них. Проявление положительных эмоций, правильная психологическая атмосфера и практические действия, помогут эффективно справиться с заданиями. Разберем в каком виде можно проявлять поддержку.

Эмоциональная

Это похвала за маленькие победы и соблюдение режима дня. Нельзя ругать детей. Необходимо отнестись с терпением к их мелким промахам, ведь на ошибках учатся. Иначе у них пропадет желание учиться.  

Даже если диктант написан плохо – моральная поддержка ребенку необходима, как и перед написанием контрольной работы по трудной теме. Родительская вера в успех защитит и вдохновит на новые достижения.

Психологическая

Выражается в:

  • поддержании спокойной домашней обстановки, способствующей мыслительной деятельности с соблюдением личного пространства подрастающего поколения;
  • проявлении ненавязчивого интереса к отношениям детей со сверстниками вне школьных стен и в классе.

Невыигрышное сравнение с одноклассниками способствует приобретению комплексов, поэтому проводить параллель нужно только между прошлыми и нынешними успехами своего ребенка.

Практическая

Что рекомендуется:

  • спросить, все ли есть для успешного обучения, и обеспечить недостающими канцтоварами или пособиями;
  • создать хорошие условия для учебы;
  • купить записную книжку. Дети любят вести себя как взрослые. Рассказ о том, что мама или папа пишет список важных дел, вычеркивая их по мере выполнения, заинтересует школьника. Он станет записывать в нее расписание и планы на день;
  • можно разместить в рабочем уголке доску, на которую ребенок сможет мелком либо фломастером вносить перечень важных дел, чтобы ничего не забыть.

Взрослым следует обязательно проверять домашнюю работу после выполнения. Это даст ощущение завершенности дела и станет знаком родительского внимания, формируя у ребенка чувство безопасности и убежденности, что все сделано безошибочно.

Практические рекомендации

Нельзя допустить, чтобы выполнение уроков превратилось в ежедневные баталии и скандалы. Они негативно отразятся на качестве жизни двух сторон. Что можно предпринять:

  • в виде поддержки можно начать делать уроки вместе с ребенком и тихонько ретироваться на кухню, сославшись на приготовление ужина либо срочный телефонный звонок. Сын или дочка, вовлекшись в процесс целиком – самостоятельно доведут начатое дело до победного конца. Постоянное сидение рядом приводит к тому, что дети сознательно прекращают заниматься, как только родители отлучаются;
  • установив таймер на часах, можно проконтролировать, сколько ребенок успевает сделать задач за полчаса. Это научит рационально распределять время;
  • прибегнуть к маленькой уловке, притворившись, что все знания вылетели из головы, попросить сына или дочку объяснить, как это задание делать. Хороший вариант – решать задачи отдельно, а затем сверять ответы;
  • в подростковом возрасте проявляется более сознательный подход к учебе. Нужно объяснить подростку, что его основная задача – учиться, и хорошо бы начать это делать самостоятельно. Дети разные, поэтому в самом начале можно ожидать снижения успеваемости. Родители должны устранить проблемы, мешающие постигать науку: в случае недопонимания предмета нанять репетитора, контролировать нагрузки и время, а также морально поддерживать;
  • хобби или увлечение, для которого можно обустроить отдельный уголок для творчества, – отвлекает и перезагружает, давая возможность потом окунуться с головой в мир науки;
  • нельзя платить детям за хорошие оценки. На первых порах деньги стимулируют, затем хочется больше и больше. Безобидное поначалу предложение перерастает в шантаж родителей, не мотивируя школьника.

Невербальные сигналы на детские промахи: гримасы, недовольные вздохи, поднимание бровей, могут добавить напряженности в отношения, связанные с выполнением домашней работы. Дети чуткие и негативно принимают такие знаки.

Прежде всего, нужно серьезно поговорить с ребенком и объяснить, что в жизни не всегда приходится делать только то, что хочется. Например, не нравится математика, но изучать ее необходимо. Налаженное взаимопонимание с детьми и ведение конструктивного диалога – верный путь к достижению цели научить ребенка самостоятельно выполнять уроки дома.

фото: depositphotos.com/Katerina_Dav

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock
detector