Как научить ребенка понимать прочитанный текст

Нередки ситуации, когда ребенок для своего возраста читает очень хорошо: четко и выразительно, без ошибок, но при этом, затрудняется рассказать, о чем только что прочитал. Отличное знание алфавита и овладение техникой чтения не гарантирует, что дети смогут понимать прочитанные отдельные предложения или тексты.

Ребенок читает книгу

В первом классе объемы заданий невелики, но затем обучение строится в основном на умении понимать прочитанное. Изучение параграфа по географии, истории или произведения по литературе будет занимать много времени, из-за чего у ученика может пропасть интерес к учебе и снизиться успеваемость. Научить ребенка понимать прочитанное надо, как можно раньше.

С чего начать

Для начала надо убедиться, что малыш знает все буквы. Проверить это лучше не по азбуке или кубикам со знакомыми картинками, а в тексте или другом букваре.

  • Для самостоятельного чтения важно правильно выбирать книги. Они должны быть интересными для маленького читателя, с удобочитаемым крупным шрифтом и красочными иллюстрациями, написаны простым, понятным языком без устаревших слов. Хорошо, когда предложения в тексте короткие, так их проще понять. Если ребенок только научился читать, то лучше отдать предпочтение книжкам по слогам.
  • Скорость чтения важна, но в разумных пределах, не в ущерб смысловому пониманию. Не торопите малыша, если он читает очень медленно. Не делайте замечаний, если использует линейку при чтении, чтобы не потерять строчку или водит по книжке пальцем.
  • Во время чтения попросите напомнить, о чем только что было прочитано. По окончании задайте уточняющие вопросы по сюжету. Этот прием также поможет научить ребенка пересказывать текст.
  • Во время или после прочтения произведений или стихов спрашивайте, какие слова были непонятны. Обязательно разъясните значение сложных слов или редко употребляемых, устаревших.
  • Обсудите прочитанное: что понравилось, чем объяснить поступки героев.
  • В дополнение, в качестве дошкольной подготовки, научите ребенка выделять основную мысль произведений, перечислять героев.
  • Развивайте речь малыша, старайтесь говорить полными предложениями.
  • Разговорную активность детей можно поощрять даже на прогулке (обсуждать, к примеру, то, что видите). Это способствует пополнению словарного запаса и общему развитию речи, что будет плюсом при решении проблем с пониманием текстов.

Упражнения для чтения с пониманием

Для развития навыков чтения с умением принимать и обрабатывать информацию можно включить в работу следующие упражнения.

  • При работе с текстом в начальной школе часто встречаются задания «озаглавить, выделить основную мысль». Попробуйте внедрить эти моменты и в домашнее чтение. Правильно составленный заголовок – это половина успеха. Умение четко выразить, о чем текст, говорит о том, что ребенок его понял.
  • Составьте план к тексту (короткий, подробный).
  • Выполняйте упражнения с заданием вставить пропущенные слова по смыслу из списка.
  • Предложите нарисовать картинку с сюжетом прочитанного.
  • Распечатайте небольшой текст отдельными предложениями, чтобы ребенок мог составить с ними связный рассказ. Для начала можно выбрать ранее прочитанный отрывок.
  • Текст разделите на части, разрежьте. Ребенку надо будет восстановить его логическую последовательность по порядку. Для облегчения задания можно дать подробный план.
  • Попробуйте по иллюстрациям или картинкам воссоздать прочитанное.

Для развития техники чтения с осмыслением прочитанного существует множество способов и упражнений. Главное, применять их регулярно и в комплексе.

фото: depositphotos.com/rwanjos2

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock
detector