Как быстро выучить стихи с ребенком – способы для детей разного возраста

Приходит время, когда ребенок знакомится со своей первой книжкой. Кого-то родители приучают к миру поэзии с рождения, кто-то немного позже слышит рифмы. Но стихотворения А. Барто о плачущей из-за мячика Тане или С. Михалкова о Дяде Степе – лучшем друге ребят до сих пор популярны и любимы всеми детьми, ведь они на века.

Ребенок учит стих

Методы заучивания стихов

Память малыша можно сравнить с пустой флешкой, без загруженных файлов. Какая информация будет в голове у ребенка – зависит от взрослых. Тренированная память позволит и малюткам, и школьникам быстрее запоминать стихотворения наизусть. Выделяют следующие методы заучивания.

Визуальный

Это не простой показ иллюстраций книжки, а план, состоящий из серии реальных рисунков — зрительных опор, появляющихся на чистом листе бумаги путем рисования сюжета стихотворения (построчно). Подойдет даже схематичное изображение.

Картинки помогают воспроизвести содержание и вспомнить порядок событий. Эта методика особенно хороша для детей с ведущей зрительной памятью.

Двигательный

Есть дети, лучше запоминающие стихи во время движений. После прочтения произведения нужно дать ребенку пряжу и попробовать с ним «смотать из стиха клубок». Вместе с этим действием происходит поочередное «наматывание» строчек в голове. Затем производится разматывание и опять обратный двигательный процесс. Прием заключается в том, что запоминание подкрепляется движениями.

Второй вариант: предложение малышу перемещать в емкость шарики. Одна строка — один шарик, а затем их вытягивать и снова класть обратно. Подобным образом можно складывать пирамидку, кубики.

Слуховой

Еще можно воспользоваться методом, применяемым в детских дошкольных учреждениях. Родители просят чадо повторять стихотворную речь одновременно с ними, а затем попытаться рассказать самому. Взрослые в случае необходимости поправят и подскажут забытые слова.

Потом кто-то из них начинает проговаривать строку, а малыш заканчивает. Разыгрывание ролей помогает быстрее запомнить. Важный момент — наличие мотивирования, когда произведение разучивается для предстоящего праздника либо утренника.

Логический

Подходит для дошколят с хорошо развитой логической памятью. После предварительной установки на запоминание, нужно прочитать ребенку начало стиха и попросить пересказать своими словами дальнейший ход событий по памяти. Чтение продолжать с того места, на котором малыш закончил рассказ, затем читать дальше и передать снова инициативу ему. Прием создает смысловые ассоциации, по которым следует ребенок.

Детская поэтесса Агния Барто на встрече с космонавтами получила автограф от Юрия Гагарина в виде строчки из ее стихотворения о мишке косолапом. Этот лист находится в музее писательницы.  Космонавт сказал, что стишок дал ему первые представления о силах добра и зла.

С чего начать: общие правила для детей разного возраста

Мелодичная и напевная стихотворная речь хорошо воспринимается детьми любых возрастных категорий. Они с удовольствием слушают и любят стихи больше, чем монотонную и утомляющую прозу. Простые рекомендации по запоминанию, как учить стихи с детьми:

  • разъяснение непонятных слов. Прежде чем начать заучивание, взрослый, занимающийся с малышом, должен сам эмоционально прочитать текст. Если ребенок услышал незнакомые слова и выражения, нужно обязательно объяснить их значение. Когда все понятно – читается еще раз и заучивается;
  • постепенное увеличение объема. Для самого первого раза достаточно двустишия или четверостишия. Позже можно будет разучивать стихотворения большего размера, предварительно разделив на четверостишия;
  • визуализация. «Нарисовать» в воображении чада происходящие события, рассказав своими словами сюжет. Красочный рассказ о гусях, живущих у бабуси – вызовет визуальные картинки и желание узнать о них больше, выучив слова;
  • подключение эмоций. Невыразительность и поэзия – вещи несовместимые. Необходимо вкладывать эмоциональную составляющую в рифмы, иначе ребенок потеряет интерес и не проникнется красотой стихотворной формы литературы;
  • перевод рифмы в прозу. Если сын или дочь путаются и им трудно даются рифмы, нужно поэзию перевести в прозу и попросить рассказать, о чем идет речь, задавая наводящие вопросы. Таким образом, формируется смысловой порядок, и заучивание происходит легче;
  • игра в театр. Можно инсценировать каждую строчку, подключив к представлению всю семью;
  • повторение выученного материала. Повторять: перед сном, утром следующего дня, через неделю. Можно схитрить и начав рассказывать стих, сделать вид, что подвела память, попросив интеллектуальной помощи у подрастающего поколения. Главное, не спешить выучить много стихов за короткий период. Они перепутаются в голове и через час не вспомнятся.
  • не заставлять. Нельзя принуждать учить стихи и наказывать за неудачи.

Выбор стихотворения требует учета индивидуальных особенностей детей и соответствия возрасту и темпераменту. Непоседам предпочтительнее – ритмичные и веселые тексты, а спокойной детворе – размеренные.

Как заинтересовать малыша в разучивании стиха

Некоторые родители сталкиваются с нежеланием детей разучивать рифмованные строки. Их задача – заинтересовать и приложить все усилия, чтобы занятие стало полезным и увлекательным одновременно. Этому поможет:

  • стихотворное сопровождение действий детей во время: купания, одевания, прогулок и игр привьет любовь к поэзии. Родитель рассказывает – ребенок слушает;
  • пение детских песенок заинтересует детвору, особенно если они из любимых мультфильмов и подкреплены зрительными образами персонажей сказок. Дети с удовольствием делают то, что им нравится;
  • совмещение игры в мяч с заучиванием – хороший способ заинтересовать малыша. Мама бросает мячик, проговаривая строчку, а малыш ловит и бросает обратно, повторяя ту же фразу. Так нужно продолжать до тех пор, пока стих отложится в памяти, а дальше по очереди произносить строки в процессе игры;
  • дать право выбора литературы ребенку. Если ему будет интересно – он проявит инициативу и быстрее познакомится с удивительным миром поэзии;
  • перед тем, как учить стихотворение – вовлечь в процесс можно с помощью книжек-раскрасок или игрушек. Если в тексте есть упоминание о кошках, мышках или других животных – озвучивать их с выражением и частым повторением действий в игровой форме, поставив целью – выучить текст, сопровождающий подвижную игру.

Не бояться быть смешным, вернуться на время в детство, веселиться и показывать, как что-то делает собачка, котик или мишка – это может вызвать неподдельный интерес у детей к стихотворной форме литературы.

Что еще может помочь выучить стих со школьником

Помощь родителей школьникам – всегда кстати. Можно помочь «проработать» произведение, опираясь на свой опыт и знания. Для прочного и быстрого запоминания задействуют такие средства:

  • использование диктофона. Сделанная и прослушанная неоднократно аудиозапись произведения, прочитанного ребенком, поможет в запоминании;
  • чтение. Внимательно и вдумчиво читать слова, обращая внимание на шрифт, чтобы в зрительной памяти отложилась страница с напечатанным текстом;
  • переписывание. Аккуратно и без ошибок воспроизвести стих на бумаге, используя ручки разных цветов, что облегчит процесс;
  • «включить» воображение. Попробовать представить, о чем идет речь, прочувствовать эмоции героев, их действия, ощутить запахи и силу природной стихии (дуновение ветра, капли дождя). В сочетании с эмоциями – вспомнятся и фразы;
  • деление на строчки. Лист бумаги, на котором напечатано или от руки написано стихотворение – разрезать на полоски построчно. Затем перемешать их и дать возможность школьнику самому сложить стих в правильном порядке;
  • распределение времени. Большие стихи желательно растянуть на три дня и учить поэтапно. Информация за это время хорошо уляжется в голове и усвоится. Первый день: прочитать несколько раз, осмыслить, переписать, пробовать учить построчно, подсматривая в шпаргалку. Второй день: напрячь память, и вспомнить выученный материал. Если припомнилось не все – начать заново, таким же способом. На следующий день повторить и сделать акцент на декламации.

Дети берут пример с родителей, поэтому прививание любви к поэзии, зависит от модели поведения взрослых. Любовь, внимание, время – составляющие приятного и легкого запоминания стихов, новых достижений детей и их творческого развития.

фото: depositphotos.com/AlexLipa

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock
detector